Форум издательства Альбион

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: "Старая тетрадь"  (Прочитано 5963 раз)

Sedoy

"Старая тетрадь"
« : Январь 26, 2012, 01:29:30 am »

Олег Чистов.
«Старая тетрадь».
О существов ании этой коленкоро вой, бледно зелёного цвета тетрадки, я почти забыл. Считал, что она давно сгинула  в очередной стопке макулатур ы. Но разбирая в очередной раз залежи бумаг, натолкнул ся на неё. Начал листать, читать. Всё вспомнило сь и мне стало страшно. Не просто страшно, а ужасно страшно. Это был мой, если его так можно назвать - «путевой дневник» середины восьмидес ятых годов.
Работал я тогда в Ленинград ском отряде « Экспедици и специальн ой  морской  проводки речных судов». Что же в ней такого, что тянет, на «спец»?
 Чем же занималас ь эта «контора» тогда (существуе т ли она сейчас, не знаю, вряд ли, наверняка растащили и угробили)?  Занималас ь перегоном новых речных  судов, от строителе й, к заказчику . Перегонял ись  речные суда  совершенн о разного класса. От буксиров - толкачей и речных сухогрузо в до белоснежн ых красавцев – пассажиро в, австрийск ой постройки . Москвичи, наверняка, не раз видели теплоход «Есенин», жителям Якутска известен красавец  т/х «Демьян Бедный», По Амуру наверняка ещё бегает «Омский-17», там же в Сибири, думаю, ещё работает «Кемерово». Хорошо знакомые мне названия. Пассажиры - это «австрияки», а сухогрузы - «румыны». А задумывал ись ли люди и экипажи, работающи е сейчас на судах. А  как эти суда попали в Хабаровск, Якутск и прочие города? Расположе нные  за многие тысячи миль  от места их постройки .
Посмотрим на карту. Вот Вилково на Дунае, а вот Николаевс к  на Амуре и выше по реке Хабаровск, где был приписан «Омский- 17». Вот опять украинско е Вилково (тогда его называли российско й Венецией), сюда из Австрии перегонял и пассажиро в, а затем, «Демьян Бедный» оказался в Якутске, а «Есенин» в Москве.
Каждый здравомыс лящий, помнящий, курс географии из школьной программы, скажет: «Есть два варианта, южный и северный». И будет совершенн о прав. Но мы «советские россияне», тогда, не искали «лёгких путей».  А главное -  экономили валюту, так нужную тогда, для поддержки «братских» партий, обитающих  в глубинной Африке. Южным маршрутом, караваны судов этой конторы, прошли за свою историю только один раз. После чего, этот маршрут «зарубили» навечно.  Девяносто процентов времени моряк находился не в своих территори альных водах и платить ему, его  копейки, надо в валюте.
То ли дело Арктика, свои воды, свой лёд (даже летом в июле и августе толщиной более метра), своя «тёплая водичка» (от +1, до +4 градусов).  Гуляй, «рванина – морячок», от рубля и выше. И «гуляли»!
Так «гуляли», что прочитав всего несколько страничек своих старых записей, отложил тетрадь подальше и отёр выступивш ий на лбу пот - от страха. От запоздало го, на несколько десятилет ий, страха.
Странно мы - люди, устроены.  Ведь тогда, в восьмидес ятые. В арктическ ий шторм, глухой ночью, с  «не вовремя накрывшим ся» локатором, на ощупь, при свете только прожектор а, между рифами, влетали в крошечную, но спаситель ную бухточку - этого страха не было. Не было его и через месячишко, в центре Охотского моря, когда караван, штормом  разбросал так, что даже связи с другими судами  не было. Креномер на ходовом мостике, заваливал ся за красное деление, вся команда в спасатель ных  жилетах. И шутки то от оного, то, от другого из ребят. «А водичка- то всего четыре градуса».  «Минут двадцать можно продержат ься».  «Дурак, до неё ещё надо долететь, вон смотри, «санитары океана» уже второй день за нами идут, наш шеф (кок), сдуру их прикормил отходами, вот они и ждут добавки». Действите льно, параллель ным курсом с нами, шло несколько касаток - убийц китов. А что им человек, так - букашка.
И даже тогда, точно помню, страха не было. Какое- то, наверное, отчаянное веселье, да, было. Но не паника и не страх, а именно отчаянный «пофигизм». Что это было? Неужели, такое состояние,  свойствен но только молодости? Да нет, ведь там были и  возрастны е люди. Вот только шуток от них, в тот момент, я не могу припомнит ь. Значит всё же возрастно е?
Но была доля правды и в другом. Ежегодно, летом, с началом нашей навигации в Арктике, экспедици ю поздравля л «вражий голос»- «Голос Америки». Происходи ло это так. Караван выходил на рейд Белого моря. Буквально на следующий день, в  эфире, звучало: « На рейд Белого моря вышел караван судов в составе стольких- то единиц.  Поздравля ем банду алиментщи ков  и авантюрис тов  товарища Золотова (управляющ ий из московско й конторы) с началом  арктическ ой навигации». Примерно так. Спутники, естествен но засекали, наше появление в акватории и звучало это поздравле ние.
Что, в этом поздравле ние, правда, а что нет? «Банда»- это естествен ный перегиб тех времён. Алиментщи ки - да, их было в экипажах  много. Но думаю не больше, чем в любом  другом коллектив е моряков, это определён ная специфика работы и от неё никуда не деться в любой стране. А вот авантюрис ты -  это в точку.
Авантюра в государст венном масштабе. Гонять Арктикой, речную, «яичную скорлупу», в Сибирь и на Дальний восток. Ну, а люди, выполняющ ие подобную работу - авантюрис ты. Тут всё правильно . Только с одной, но значитель ной поправкой . Авантюрис ты и ассы своего дела, люди  высочайше й квалифика ции, с огромным опытом работы в труднейши х условиях. Каждый из судоводит елей, имел два диплома, дающих право, водить суда в морях и реках, а это, две большие разницы. Да и остальные члены любой команды - все супер профессио налы в своём деле.  От матроса, до капитана все понимали и осознавал и, что от его ошибки, зависит жизнь всего экипажа. Можно проводить параллели с экипажами подводной лодки. Многие ли страны имели подобных специалис тов? Думаю, нет.
Вот и пришёл к ещё  одному выводу.
Молодость большинст ва. Влюблённо сть в свою профессию и в хорошем смысле – авантюриз м, всё это, в сумме, вытесняло страх, не оставляло ему места в человеке. Но, прошли десятилет ия, прочитал, вспомнил и, страх пришёл. И ничего странного в этом нет. Просто  надо оглянутьс я и посмотрет ь на календарь .

Записал эти строки, в ту же старую тетрадь, более года тому назад.
Когда начал выставлят ь свои тексты в интернете, несколько раз порывался начать писать воспомина ния о том периоде жизни, но каждый раз не решался. Дело в том, что в этой экспедици и, долгое время работал капитаном, широко известный, маститый писатель Виктор Конецкий. Кто он, а кто я - обычный графоман. Смешно.
Но последние события в Охотском море подтолкну ли. Побывав в октябрьск ом, штормовом  море, много лет тому назад, имею представл ение, что это такое. Да, и тогда, в том, первом для меня перегоне, была авантюра. Но в декабре прошлого года, там же, произошло просто  массовое убийство. Как не ругали бы сейчас, советский период, но на такой маразм не решился бы не один руководит ель, тех времён.
Когда прошло первое сообщение, что в декабрьск ом, штормовом  море терпит бедствие плавучая буровая, я сразу сказал своим домочадца м, что шансов на спасение у людей, практичес ки нет. На их беду, так всё и произошло . Спаслись единицы.
Стяжатель ство, непомерна я жадность, скотское отношение к своим работника м, погубили десятки человечес ких жизней. Неужели, сволочи, опять отмажутся и откупятся!?
Записан
 

Анализ сайта forum.albion-publisher.com Яндекс.Метрика